Цена нашего не вымирания

Город постепенно, с момента первого своего появления тысячи лет назад, когда люди начали объединяться в социумы и научились строить дома, и до наших дней, превратился в естественную среду обитания для человека. Городов становится все больше, они растут, расширяются, а дикой природы, откуда человек вышел, — все меньше. По оценкам некоторых учёных процесс трансформации природной среды уже необратим, и через несколько сотен, максимум, тысяч лет весь земной шар превратится в один большой город со специализированными кластерами, отведенными под сельское хозяйство, животноводство, растениеводство и так далее. Все будет учтено, подсчитано и взято под контроль: от травинки и насекомого до рыбки в пруду и птички на дереве. Конечно, с этим трудно смириться, особенно людям родившимся и выросшим в небольших населенных пунктах в шаговой доступности от леса и поля, где с детства гулял, собирал грибы и ягоды. Но, во-первых, таких людей становится все меньше, а во-вторых, людям свойственно привыкать и адоптироваться (если бы не это наше качество, то мы бы давно вымерли).
И вот вопрос: если процесс постепенной трансформации среды обитания от полностью дикого состояния до полностью окультуренного естественен, то являются ли нормой попытки отстоять те небольшие островки дикой природы, которые ещё остались кое-где? Ответ, несомненно, да! Потому что если бы не эти попытки, то урбанизация и наступление цивилизации на природу набрали бы слишком стремительную скорость, способную привести человечество к экологической катастрофе. Но, имея механизмы сдерживания в виде протестных движений, эти процессы приобретают созидательный характер, хоть и неизбежно меняющий окружающую среду, но не делающий ее губительной для человечества.

Башкирия за несколько последних лет показала примеры такой борьбы за сохранение природы.

Вот несколько примеров такой борьбы:

  1. Битва за шиханы. Шихан— одиноко стоящая гора (сопка), хорошо выделяющаяся на местности. Всего их было четыре: Юрактау, Куштау, Шахтау и Торатау. Башкирская содовая компания с советских времен вела там разработку, добывая знаменитую соду для всей страны, и один из шиханов Шахтау был полностью срыт. Осталось три.1647648055_23-vsegda-pomnim-com-p-gora-kushtau-foto-26

Суть конфликта: Содовая компания получила добро от власти на разработку следующего шихана, начала рубить лес для подготовки взрывных работ, но с этим не согласились ни местные жители, ни подавляющее большинство жителей Башкирии. 3-16 августа 2020 года произошло эпичное противостояние народа с властью. Со всей Башкирии на Куштау съехались добровольцы, жаждущие защитить древние горы и лес, дошло до открытого противостояния с силовиками, которое грозило перерасти в настоящую революцию. Глава Башкортостана вынужден был прислушаться к голосу народа, вмешаться в ситуацию, остановить работы и дать обещание не разрабатывать Куштау, пока не будет найден компромисс.

1597597059-fab75f95c64a26ad32979c281fda5800

Более развернутую информацию об этом конфликте легко найти в интернете.

 

  1. Битва за пчел. Некие французские инвесторы, не будем здесь их называть, зарегистрировали в Башкирии компанию Би Хэппи и запланировали взять в аренду на длительные срока лесные угодья под свои пасеки, создать производственную базу из 30 тысяч пчелосемей, лабораторию мёда с международной аккредитацией, производить на экспорт до 7 тысяч тонн медовой продукции в год. Бизнесмены хотели организовать работу по сохранению генетики башкирской популяции среднерусской пчелы и продвижению бренда башкирского мёда во всем мире. Готовы были инвестировать в это дело миллиарды рублей. Но местные жители не поверили в их благие намерения и в феврале 2022 года провели народный сход против французских пчеловодов. Во-первых, сельчане были резонно обеспокоены возможной ассимиляцией местной пчелы с завозной. Кроме того, французы хотели влезть на территорию зоологического заказника «Ишимбайский», в природоохранную зону. Возмутило местных жителей и то, что власти республики даже не поинтересовались их мнением, пуская на территорию Ишимбайского района чужаков. Выдвигался лозунг: «На своей земле — мы сами хозяева!». Недовольство жителей деревень понять можно: ведь иностранцы стали бы сами производить башкирский мед, вместо того, чтобы покупать его у местных. В конечном итоге вытеснили бы их с рынка, лишили бы возможности вести древний промысел и зарабатывать себе на жизнь. Итог противостояния: в марте 2022 года французский инвестор заявил о заморозке проекта по производству башкирского меда компанией «Би хэппи» в Ишимбайском районе.ishimbaytsy

 

 

 

  1. Битва за липу. Эта битва не имела такого общественного резонанса, как две предыдущие. Мало кто ее заметил, федеральные СМИ не придали ей значения.
    Суть конфликта: Есть такая крупнейшая в России деревообрабатывающая компания Кроношпан, печально известная, особенно среди пчеловодов Башкирии, потому что основной вид ее деятельности – вырубка лесов, при чем под топор нередко попадают и липы, которые являются уникальным эндемическим видом и медоносом Башкирии. Более того, липа для Кроношпана, как ни странно, является лакомым кусочком в отличие от остальных деревьев. Почему? Все дело в плотности древесины – у липы она мягкая, перерабатывать ее в щепу, из которой потом делают древесные плиты, гораздо легче, чем древесину березы или дуба, оборудование меньше изнашивается, это выгоднее. Поэтому липовые леса являются лакомым кусочком для Кроношпана. Обладая связями в самых высших кругах власти, большим административным ресурсом, эта компания, что называется, ни в чем себе не отказывает, провоцируя конфликт интересов – ведь от ее деятельности страдает пчеловодство Башкирии. И ей все мало, требуется больше леса. Появились планы освоить большие участки леса в таких районах Башкирии, как Архангельский, Иглинский, Благовещенский, Нуримановский. Огромные территории площадью более 45 тысяч га попадали под вырубку. И поехали по древним лесам бесконечные лесовозы. Конечно же, это не могло понравиться местным пчеловодам. Начались спонтанные протесты – в Нуримановском районе дело вообще дошло до того, что местные жители перегораживали трассы, строили баррикады, чтобы лесовозы не могли проехать. И власти вместе с Кроношпаном кое-где пришлось пойти на попятные и прекратить вырубку лесов. Но надолго ли?

Вот три небольших примера, когда борьба простых людей за сохранение родной природы увенчалась успехом. Но проигрышей-то, положа руку на сердце, гораздо больше! Противостояние техногенной цивилизации, наваливающейся всем своим весом на хрупкую природу, сильным мира сего, властям и коммерсантам, заинтересованным в быстрой прибыли, — дело нелегкое. Можно даже сказать, безнадежное! Как обойтись без соды и древесных плит, используемых повсеместно в строительстве? Содовая компания, французские инвесторы, Кроношпан умеют ждать, их этому учит вся история современной цивилизации, они сделают тактическое отступление, а потом, страсти поулягутся, кто-то из активистов устанет, кто-то поменяет мнение под давлением обстоятельств, кто-то заболеет, состарится и умрет. Придут новые поколения, родившиеся в городе или пригороде, не знавшие, не видевшие вообще дикой природы, им нужна будет больше древесная плита для дома, чем дико цветущее дерево, сода, пищевая и кальцинированная, будет важнее шихана, а французский мед в красивой упаковке покажется вкуснее дедовского. Дальше – больше. Будут созданы искусственные пчелы, не знающие усталости и болезней, опыляющие культурные растения и делающие мед. Все это не означает, что человечество вымрет. Нет. Оно приспособится, как всегда, эволюционирует, станет другим. Вымрет только дикая природа. Можно даже сказать, что уже почти вымерла. Так что, если у кого-то из вас еще есть возможность прикоснуться к редкому ее уголку и насладиться им, поспешите сделать это! Потом будет поздно!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий