Пчелы и вечность
- на zigamust
- 12.02.2016
- Без комментариев
Язык не поворачивается назвать пчел животными – впрочем, как и насекомыми. Кто же они тогда? Наделенные эгрегором (коллективным разумом, природу которого не могут объяснить ученые). Со своим собственным языком – так называемым танцем пчел. С удивительной способностью организовывать сложные сообщества — пчелосемьи. Трудолюбивые, как никакое другое живое существо. Им даже поговорка посвящена «Тружусь, как пчелка».
В общем, что касается пчел, тут есть над чем задуматься. Лично меня с самой первой встречи с ними, когда я был хорошо покусан (так тоже можно говорить, хотя пчелы не кусаются, а жалят) удивила их уникальная способность к самопожертвованию. Они ничего не боятся. А ведь страх имеет абсолютную природу — иными словами, инстинкт самосохранения в той или иной степени присущ всем живым существам без исключения, в том числе и маленьким козявкам, снующим под ногами. Но только не пчелам.
Каким бы сильным, злым и всемогущим ты не был, пчел это ни капли не испугает – более того, чем ужаснее и агрессивнее ты ведешь себя на пасеке, тем сильнее они будут тебя преследовать и жалить. А ведь жалить для них – со 100% вероятностью означает смерть. Их жало, в отличие, скажем, от жала осы, имеет особые зазубрины на кончике, как гарпун. Вонзаясь во врага, оно в нем и остается – пчела улетает умирать, оставляя часть желудка, мешочек с ядом и несколько мышц, прикрепленных к жалу. Даже без пчелы эти мышцы продолжают сражаться – сокращаются, выдавливая из мешочка яд, который попадает в ранку. Это все я неоднократно видел своими глазами и испытал на собственной шкуре.
Можно подумать, что инстинкт охраны улья в пчелах сильнее инстинкта самосохранения. И в случае угрозы для семьи, они, не задумываясь, жертвуют собой. В определенной степени так оно и есть. Но, все же, суть, как мне кажется, в другом. Сейчас постараюсь объяснить в чем.
Но, сперва, давайте взглянем на пчел с точки зрения науки. Пчеловодство недаром относится к животноводству, ведь животные это не только млекопитающие, но и огромное количество других существ: в том числе насекомые, к которым относятся и пчелы, а также рыбы, птицы, паукообразные, моллюски, морские звёзды, черви и так далее.
Пчёлами называют более 20 000 видов насекомых отряда перепончатокрылых. Самая известная из них – медоносная пчела. Человек научился пользоваться трудом пчел, создавая условия для их жизни, приближенные к естественным. В дикой природе выживает менее 5% роев (молодых пчелосемей), а у хороших пасечников столько умирает за зиму, а то и вообще ни одной. Это и дает нам моральное право поступать с частью урожая на свое усмотрение.
Но пчелам от этого как-то не легче – для них мы в любом случае остаемся чужаками, ворующими их добро. В отличие от других домашних животных пчелы все равно остаются дикими животными и стремятся отроиться и улететь в лес, чтобы обрести там свободу или умереть. Ученые считают пчел полуодомашненными животными.
Теперь вернемся к страху или к инстинкту самосохранения, который, по моему мнению, не присущ пчелам. Считается, что единственное, чего они боятся, это дым. Пасечник пользуется им, как пастух кнутом. Дым мы обрушиваем на пчел из дымаря, заставляя их успокоиться. Но дело в том, что они боятся не дыма, а огня: думая, что начался пожар, они набирают в зобики меда, надеясь спасти хоть часть урожая. «Это яркий пример инстинкта самосохранения» — скажете вы. А я отвечу: « Если что-то на что-то похоже, то это еще не значит, что оно этим является».
Пчелы бросаются спасать мед не для себя. Примерная продолжительность жизни рабочей пчелы летом 1 месяц – потом она просто вырабатывает свой физиологический ресурс и тихо умирает где-нибудь в лесу или в поле. Меня всегда это удивляло. Я доставал из ульев рамки с запечатанным сотовым медом и понимал, что эту красоту и вкуснятину сделали пчелы, которых уже нет в живых. Они славно потрудились для тех, кто пришел следом за ними. И все это навело меня на мысль, что у пчел нет страха и инстинкта самосохранения, потому что их на самом деле нет на этом свете. Такое объяснение показалось мне наиболее разумным и логичным.
Ведь кто не испытывает страха? Только тот, кого нет там, где без страха нельзя обойтись, то есть здесь, на этом свете. Пчелы ничего не боятся, в том числе смерти, потому что они уже мертвы. Но если их нет, то кто же тогда меня жалит?
И тут до меня дошло! Пчелы – единственные существа, которые живут на стыке миров. Они и не там и не здесь, и, в то же время, там и здесь. Только пребывающие наполовину там могут не знать страха и приносить нам сладкую весть оттуда, с той стороны, из Рая – мед, которому нет объяснения.
Добавить комментарий