Влияние танца пчел на стоимость меда

bidoni01Несколько лет назад меня пригласили на встречу с испанским пчеловодом. Цель – реклама и продвижение на российский рынок их меда. Испанец, улыбчивый человек лет тридцати пяти, через переводчика рассказал историю возникновения своего бизнеса. Его прапрадед начал с нескольких колод (тогда еще не существовало ульев), потом передал пасеку сыну, а тот в свою очередь дальше по наследству. Так каждое поколение вкладывало много труда в семейное дело, сохраняло и преумножало пасеку. И теперь у них более двух тысяч пчелосемей, много работников-пчеловодов, цех по розливу и фасовке.

Все участники конференции, если ее так можно назвать, получили рекламные буклеты, каталоги продукции и образцы в красивых европейский баночках. Любо-дорого было посмотреть и послушать. Потом дошла очередь до вопросов. Я задал свой: «Скажите, сколько раз вы качаете мед в году?» — «Одиннадцать», — последовал ответ. «Как это так?» – не поверил я, подумав, что переводчик что-то напутал. «Мы качаем мед одиннадцать месяцев в году, потому что каждый месяц у нас зацветает какое-нибудь медоносное растение, давая большой урожай. Круглый год что-то цветет. Двенадцатый месяц мы оставляем пчелам на отдых, потому что это требование Службы по охране прав животных. Если его не выполнить, накладываются огромные штрафы». Потом он назвал совершенно головокружительные цифры – сколько в среднем они получают меда с одного улья за сезон! Эти цифры просто не укладывались в голове. И цены на мед обескураживали – дешевле только даром.

Много еще о чем нам рассказывал испанский пчеловод, отвечая на разные вопросы, но я ничего не запомнил, потому что больше ни о чем не мог думать – из головы не выходили одиннадцать качек за год и один месяц на отпуск для пчел. Похоже, Рамиль тоже был в шоке. Мы с ним потом не перезванивались почти месяц – наступил настоящий кризис жанра. Мы оба подумывали бросить это неблагодарное дело – занятие пчеловодством. Какой смысл им заниматься в России, тем более в Башкирии, если мы по всем статьям проигрываем испанцам и, почти наверняка, всем остальным европейцам?

Пробуждение от этого морока пришло неожиданно! Вдруг выяснилось, что те образцы испанского меда, которые мы принесли домой с презентации, почему-то до сих пор не съедены. И даже показавшийся сначала волшебным вересковый мед почти не тронут. При этом моя дочка с удовольствием лопала мед с нашей пасеки. Я позвонил Рамилю и еще нескольким приятелям, с которыми поделился «испанским чудом». Оказалось, у них такая же ситуация – их дети тоже отказываются есть иностранный мед, зато от нашего их за уши не оттащишь. Детей не обманешь – они лучший индикатор качества продукта.

Тогда-то я впервые стал задавать себе вот какие вопросы:

Сколько в среднем за сезон дает один улей меда на разных пасеках (с учетом таких факторов, как территория, климат, медоносная база)?

Какой мед полезнее (южный, северный или средних широт)?

Всегда ли полезный мед вкусен и всегда ли вкусный мед полезен?

Как формируются оптовые и розничные цены на мед? Какие факторы влияют на это?

Для развернутого ответа на все эти вопросы необходимо было собрать, проанализировать массу информации. Самым тяжелым оказалось добыть более или менее достоверную статистику с пасек, расположенных в разных регионах. Все статистические материалы по теме, которые мне удавалось найти, датировались прошлым веком. Конечно, в советские времена основательно подходили к сбору статистических данных, но они безнадежно устарели.

Что же касается нашего времени, то в вопросе статистики и ее анализа в основном преобладают субъективные мнения. Проще говоря, каждый сверчок хвалит свой шесток. Объективностью даже не пахнет. Все пчеловоды при каждом удобном случае хвалят свой мед, пользуясь, часто, вывернутыми в свою пользу аргументами.

Например, одни пчеловоды утверждают: в северном меде диастазное число (активность пчелиных ферментов) выше, чем в южном. Хотя объективно это не так. У темных медов диастаза выше, у светлых ниже. А среди северных медов преобладают как раз светлые сорта меда (малиновый, клеверный и тд). Качество меда нельзя оценивать только по диастазному числу. Критериев оценки существует множество, в том числе субъективные, такие как органолептические свойства. Кому-то нравится один запах и вкус, кому-то другой.

На многочисленных медовых ярмарках, на форумах в интернете, в социальных сетях, тем более на своих собственных сайтах пчеловоды только и делают, что хвалят самих себя, своих пчел и свой мед. В общем-то, это и не удивительно. Как в поговорке: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Но как же тогда истина? Как до нее докопаться?

Что касается себестоимости, здесь все относительно просто. Складываем все затраты на производство меда за текущий сезон (кроме покупки Бэнтли, нового холодильника для тещи и тому подобных вещей) и делим это на количество произведенного продукта. Например, затраты составили 100.000 руб., а меда добыли 1 тонну. Делим – получается 100 руб. за 1 кг. Далее идет прибавочная стоимость – так получается конечная цена (оптовая или розничная).
На количество произведенного меда влияют такие факторы, как погода, близость к медоносной базе, длительность медосборного периода, количество и сила пчелосемей, человеческий фактор (степень опытности пчеловода). Я вывел приблизительное соотношение, основанное на личном опыте и общении с пчеловодами из других регионов. Выглядит оно следующим образом:

1С = 2СП = 4Ю

Где 1С – весовая единица произведенного меда за сезон на севере, 2СП – в средней полосе, 4Ю – на юге. То есть получается, если взять за основу одну и ту же пчелосемью, то на севере она произведет 1 единицу массы меда, в средней полосе в два раза больше, а на юге – в четыре. Существуют спорные территории, находящиеся, скажем, между севером и центром, между центром и югом, им можно присваивать значение 1,5 ; 2,5 и тому подобное, все зависит от имеющихся факторов.

При этом нельзя забывать, что по данным биологов граница распространения медоносной пчелы заканчивается на 62-й параллели северной широты. Москва находится на 55.75 северной широты, Уфа на 54.78, Железногорск-Илимский Иркутской области на 56.57. Как видите, почти на одной широте. А климат везде разный – в средней полосе умеренный, а на Урале и в Сибири резко-континентальный. Все это влияет на количество произведенного меда.

Если формирование цены на мед связывать с этим соотношением, то чем севернее мед произведен и чем восточнее, тем он дороже, и чем южнее и западнее, тем дешевле.

Это по объективным показателям. Но существуют, как я уже говорил, субъективные: органолептические (вкус, запах, внешний вид), популярность того или иного сорта, оценка производителя.

На мой же взгляд, основным субъективным фактором, больше всего влияющим на стоимость меда, является танец пчел. Чем красивее они танцуют, тем выше цена. Ни одна пчела в мире не танцует так активно, хорошо и красиво, как наша башкирская пчелка. В этот танец она вкладывает всю свою душу, поэтому и мед получается такой полезный и вкусный! Некоторым танцам человека нет цены! Что уж говорить про танцы наших замечательных пчел!

Кстати, о танцах пчел поговорим в следующей статье.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]