Чего ждет пасечник?

cvetОсобое состояние пасечника — ожидание хорошего урожая. Мы с надеждой всматриваемся в будущее, веря, что следующий сезон обязательно будет лучше предыдущего. А если он лучше не становится, то мы не теряем надежду. Никто так не ждет от природы благодати, как пасечник.

Помню, как я впервые столкнулся с вероятностью того, что меда вообще не будет. Случилось это летом 2009 года. Весна выдалась прекрасная, июнь безоблачным, пчелы хорошо отроились. Мы ждали начала цветения липы (это в нашем районе Башкирии основной медонос), не сомневались в хорошем урожае. И все равно тревожным предчувствием было наполнено сердце.

И вот, с севера пришли затяжные дожди. Так бывает частенько на Урале – то долго-долго стоит жара, то вдруг как зарядит почти осенний дождь, так что конца и края ему не видно. Тучи скапливаются в горах, не в силах перевалить через Уральский хребет, ветер трамбует их, а потом, когда меняет направление, начинает всю эту дождевую массу гнать прямиком на нас.

Только липа зацвела в начале июля, как подул северо-восточный ветер, появились первые тучи, налитые свинцом, и вскоре из всего небосвода была вытеснена бирюза – как будто ночь наступила средь бела дня. И острые капли начали сыпаться сверху, словно их там кто-то специально затачивал, чтобы они кололись больнее.

Не хотелось верить, что это надолго. Ведь вот он – липовый цвет, до него рукой подать. И сколько его вокруг – насколько хватает взгляда, кругом одни цветущие липы, как огромный букет. И все это богатство оказалось погребенным под холодным тяжелым занавесом дождя. Пчелы спрятались в улья, а мы в наш домик с печкой. Вроде и тепло и сухо, но обидно так, что словами не передать! Сколько работы сделано! Сколько сил истрачено! Все ради одного момента – главного медосбора.

И вот, все псу под хвост! Пчелы не работают, липы стоят все в цветах, но мокрые до нитки, как невесты в свадебных платьях, попавшие под дождь. Им теперь не до жениха – быть бы живу. Простуженные, они ждут врача – солнца.

Несколько дней мы с напарником Рамилем еще на что-то надеялись – что выглянет солнце и разгонит всю эту хмарь. Но тщетно. Мы перестали разговаривать и есть, лежали на своих кроватях, прислушиваясь к шуму проклятого дождя за окном. Ночью лишь ненадолго смыкали глаза – вздрагивали, просыпаясь от неожиданной тишины. Как сумасшедшие неслись на двор, опрокидывая в темноте стулья, чтобы увидеть звезды. Но непроглядное покрывало из туч лишь на несколько мгновений прекращало сочиться промозглой влагой.

Наверное, некрепкий ум в такой ситуации мог бы повредиться. Даже я с моей крепкой сибирской психикой почувствовал это на своей шкуре. Однажды, после несчитанного количества дней сплошного дождя, то ли утром, то ли днем, то ли вечером, в сумраке, я вдруг обнаружил себя качающимся на кровати. Держась за голову, я подавался всем телом вперед, а потом отклонялся назад – как маятник, отсчитывающий какие-то мгновения. И я заметил, что напротив меня стоит Рамиль – в его глазах застыло недоумение и ужас. Оказывается, он несколько минут пытался до меня докричаться и боялся ко мне приблизиться. А я не видел его, не слышал, даже самого себя толком не осознавал – вот что со мной сделало переживание за пчел.

Я впервые столкнулся с таким чувством. И сумел пережить его не без труда. Сразу скажу, что все закончилось благополучно: через две недели дождь закончился, до конца цветения липы осталось несколько дней, но и этого хватило, чтобы наши пчелы, озверев от безделья, успели набрать полные улья меда. Но память о тех первых пасечных переживаниях осталась во мне навсегда.

От этих затяжных дождей нам, пасечникам, содержащих пчел в лесах перед Уральским хребтом, никуда не уйти. Почти каждое лето они случаются – вот и прошлое лето 2015 года не стало исключением. Но все же, при всей суровости климата, резко-континентального, с холодными ночами, с длинными периодами невыносимой жары, сменяющимися затяжными дождями, наша природа остается одной из самых прекрасных в мире.

С годами во мне выработалась особая защитная реакция, не дающая повредиться психике. Как хирурги привыкают к виду крови – и не падают в обморок во время операций. Так и мы во время медосбора, если приходят дожди, не сходим с ума. Лишь больше молчим, меньше едим и по ночам скрипим зубами в своих постелях, стискивая кулаки и стараясь не возненавидеть то, что человеку посылается свыше.

Испытания – есть испытания. Их надо пройти с честью. А уж если дождемся хорошего урожая – вот тогда радости будет!

Существуют и народные приметы, по которым можно определить, что будет летом. Вот некоторые из них.

 

Приметы для пчеловодов:

 

Зимой на деревьях образуются шапки – быть хорошему урожаю меда.

Зимой на снегу образуется наст – Быть хорошему урожаю меда.

С еловых веток свисает снег – будет активное роение.

Снег после пурги свисает с крыши — будет благоприятное лето для пчел.

Зимой на деревьях иней — будет хороший урожай меда.

Кукушка вблизи пасеки запела — быть меду.

Метет зимой через дорогу — хороший урожай меда будет.

Морозы накануне Нового года — к урожаю меда.

От зимнего солнцестояния до Крещения стоит ясная погода — к хорошему урожаю меда.

Тепло в январе — мёда мало будет.

Теплые ночи и туманы по утрам — хорошо для медосбора.

 

Если Вы знаете еще какие-то приметы, полезные для пчеловодов, пишите.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

1 Комментарий

  • Да, помню этот первый медовый сезон… Как Хабир на нас ругался за некошеную траву, мне казалось это же цветы, красиво, пчелам нектар, но Хабир все равно приучил к порядку и даже заставил меня побриться…

Добавить комментарий

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]